Яндекс.Метрика
НАЧАЛО ПУТИ

НАЧАЛО ПУТИ

 

История музыкального училища – ныне музыкального колледжа -    началась более ста лет назад, задолго до его официального открытия. Важным шагом на пути к созданию училища в Астрахани стала организация и работа музыкальных классов. Они были открыты в 1885 году при Музыкально-драматическом обществе, переименованном в 1891 году в Астраханское отделение Императорского Русского музыкального общества.

В музыкальных классах работали видные музыканты. Среди них – пианисты: В.К.Минус, рекомендованный А.Г.Рубинштейном, и Л.А.Максимов, выпускник Московской консерватории, учившийся у Н.С.Зверева вместе с С.В.Рахманиновым и А.Н.Скрябиным, а в дальнейшем – у А.И.Зилоти. Заведовать музыкальными классами в Астрахань был приглашен Н.Л.Линев, который вскоре представил проект реорганизации классов в музыкальное училище.

В 1897-1899 годах музыкальными классами заведовал Ф.Ф.Кенеман, ученик Н.С.Зверева, В.И.Сафонова, М.М.Ипполитова-Иванова и С.И.Танеева, впоследствии профессор Московской консерватории, друг и аккомпаниатор Ф.И.Шаляпина. Кенеман был направлен в Астрахань дирекцией РМО после окончания Московской консерватории. Этот добрый и отзывчивый человек покорил астраханцев своей энергией, работоспособностью и артистизмом. Под его руководством и при его непосредственном участии было подготовлено много концертных программ. Они охватывали разные инструментальные жанры, включали произведения венских классиков, русских и зарубежных композиторов XIX века, а также его собственные сочинения. Астраханская пресса восторженно отзывалась о Кенемане как о прекрасном пианисте и дирижере.

По рекомендации Кенемана его преемником на посту директора музыкальных классов стал А.Л.Горелов. Известно, что параллельно с обучением на медицинском факультете Московского университета Горелов занимался с лучшими педагогами Московской консерватории в классах гобоя и теории музыки. В Астрахани Горелов вел интенсивную концертную и педагогическую деятельность. Будучи дирижером созданного при отделении РМО симфонического оркестра, он подготовил много концертных программ, дирижировал симфониями Бетховена, Шуберта и Чайковского, развернутыми сценами из опер. При этом Горелов много внимания уделял музыкальным классам, учащиеся которых принимали самое активное участие во всех его начинаниях. В первый же год его работы контингент обучавшихся в музыкальных классах увеличился почти вдвое, расширился прием в оркестровый и вокальные классы. Для работы приглашались лучшие специалисты, корректировался учебный план, был введен класс теории. Целью всех инициатив Горелова было преобразование музыкальных классов в музыкальное училище.

В январе 1900 года Горелов участвовал в съезде директоров музыкальных классов и училищ, состоявшемся в Петербургской консерватории. Это совещание выработало требования к выпускникам музыкальных заведений ИРМО, а также ходатайствовало о преобразовании некоторых музыкальных классов в музыкальные училища. В марте 1900 года от дирекции ИРМО была получена телеграмма с разрешением переименовать Астраханские музыкальные классы в музыкальное училище. Торжественный акт 30 апреля 1900 года, а также все документальные формальности, осуществленные в июне, подвели итог истории музыкальных классов. Так 1900 год стал датой рождения Астраханского музыкального училища, а его первым директором стал А.Л.Горелов.

Будучи ровесником века, училище, как в зеркале, отразило характерные тенденции в общественной, педагогической и музыкальной жизни России XX столетия. Так же, как в истории нашей страны, периоды подъема сменялись годами кризиса и сложных испытаний.

Начальный этап в истории Астраханского музыкального училища (1900-1903 года) свидетельствуют о дальновидности и серьезности намерений его организаторов. Каждый учебный год с методической последовательностью корректировалась работа коллектива. В первый год обучение велось по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты и сольное пение. Годом позже открылись классы контрабаса, сольфеджио, теории, гармонии, оперного ансамбля, хорового пения; в 1902 году – классы декламации, танцев, мимики и пластики. Наряду с музыкальными предметами, уделялось серьезное внимание общеобразовательным дисциплинам, круг которых постоянно расширялся. В преподавании некоторых из них учитывалась национальная специфика.

В эти годы в училище преподают талантливые музыканты - пианисты  Г.Ф.Росси, К.А. Муликовский Л.А. Максимов, З.А. Мерганс, А.Г. Веприцкая, С.Ф. Ленквист, скрипачи  Я.И. Адамский, Д.А. Дроканов, А.А Венценосцев, И.Н. Гааг, виолончелист В.Ф. Мареш, вокалисты  Б.М. Казимиро, Р.И. Шпигель-Оленштейн и другие.

 

ПЕРИОД АРТУРА КАППА

В 1904-1920 годы училище переживает особый расцвет. В этом огромная заслуга нового директора – А.И.Каппа, ставшего эталоном для всех педагогов и учащихся. Выпускник Петербургской консерватории, ученик Н.А. Римского-Корсакова, Капп был на редкость разносторонним музыкантом и педагогом. Обладая удивительной работоспособностью, он контролировал все стороны жизни музыкального училища, возглавлял экзаменационные комиссии по разным предметам. Его преподавательская деятельность в классах фортепиано, сольфеджио, гармонии, контрапункта, регентском классе прекрасно гармонировала с многочисленными концертными выступлениями и занятиями композицией.

Первая из его инициатив связана с пересмотром учебных программ по общеобразовательным предметам. Капп специально создал и лично возглавил комиссию, в которой кроме директора работали инспектор  научных классов В.И.Симонова, священник отец В.Ф.Виноградов и преподаватель русского языка Н.Ф.Мордвинкин. Результатом их интенсивной деятельности стал «Проект новых программ», рассмотренный и одобренный Советом училища в мае 1904 года. Представленные «на утверждение в Министерство Народного Просвещения» программы и там получили поддержку. Они стали не просто основой для преподавания научных предметов, но и помогли превратить аттестат об окончании музыкального училища в полноправный образовательный документ. В результате выпускники училища, претендовавшие на получение аттестата 1 степени, обязаны были держать экзамены по научным дисциплинам. Это нововведение быстро оценили родители. Количество учеников, получавших музыкальное и научное (или только научное) образование, с годами быстро увеличивалось. Если в 1904 году курс научного образования окончили только трое воспитанников, то в 1905 году их было уже одиннадцать. В газете «Астраханский вестник», в разделе «Театр и музыка» 28 августа 1905 года было напечатано объявление о том, что «в астраханском музыкальном училище прием учащихся продолжается, причем принимаются также по одним научным предметам (в 1-й класс) без художественных» А это сулило поступление дополнительных финансовых средств в училищную казну.

Другая инициатива Каппа заключалась в последовательном расширении круга изучаемых музыкальных дисциплин, имеющих практическую ценность. Такие преобразования, намеченные менее чем за полгода, осуществлялись планомерно в течение нескольких лет. В 1904/1905 учебном году появились классы ансамблевой и квартетной игры, открылись регентские курсы; в 1905/1906 - классы контрапункта и энциклопедии10. Тремя годами позже возобновилась деятельность класса декламации, а в 1915 открылся класс чтения с листа. Утверждение А.Семпер об открытии в 1911 году класса органа, вызывает сомнение, поскольку этот факт не подтверждается ни в одном из документов. Вероятнее всего Капп давал отдельные консультации желавшим познакомиться с этим инструментом, но не вел систематических занятий, так как в училище его не было, а подаренная действительными членами  Астраханского отделения ИРМО фисгармония  не могла в полной мере заменить орган.

Педагогическая деятельность самого Каппа прекрасно вписалась в схему его преобразований, стала их неотъемлемой частью. Для этого вновь пригодился опыт почитаемого им Антона Рубинштейна. Судя по тому, как планомерно появлялись в нагрузке самого Каппа все новые и новые предметы, Артур Иоосепович стремился к комплексному обучению, «отрабатывая» на практике  межпредметные связи и добиваясь углубленного изучения музыкально-теоретических дисциплин.

Сразу после приезда в Астрахань он преподавал сольфеджио, теорию, гармонию, вел занятия в классах хорового пения и оперного ансамбля. В новом учебном году к его нагрузке добавились оркестровый и регентский классы. Сформированный при Каппе оркестр, насчитывал 30 человек. Регентские классы стали самым дорогим сердцу Каппа «детищем». Сын хорового дирижера, воспитанный эстонской культурой и петербургской музыкальной школой, Артур Капп относился к регентскому делу с особой трепетностью. В 1906-1907 учебном году он открыл для будущих регентов новые специальные классы теории и хорового пения. Класс специальной теории в первый год посещали четверо, а специальный класс хорового пения - 12 учеников.

Появившиеся по его инициативе и сначала немногочисленные классы контрапункта и энциклопедии (в 1905/1906  учебном году занимались лишь 2 человека) постепенно стали пользоваться большим вниманием учеников.

Стремясь к наиболее рациональной организации учебного процесса, Капп добивался как можно более точного оформления существующих документов. По инициативе нового директора была усовершенствована форма Балловых книг, в которых последовательно фиксировался процесс обучения. Любая из таких книг «капповского» периода содержит исчерпывающую информацию о каждом ученике. В общей характеристике указывался год рождения, вероисповедание, социальное положение («звание») воспитанника, а также время его поступления в училище, специальность и класс. В масштабной таблице дифференцировались данные об успеваемости  по художественным и общеобразовательным предметам в каждой четверти. В отдельной графе указывались результаты письменного и устного экзаменов по разным дисциплинам. «Общие отметки», выставлявшиеся по всем дисциплинам, обобщали сведения об учебе. На основании столь подробных данных Совет училища в конце учебного года выносил свое определение, учитывавшее индивидуальные возможности учащихся. В результате, один и тот же воспитанник мог обучаться на нескольких курсах одновременно, например: по специальности «на старшем отделении приготовительного курса; по сольфеджио - на 1 курсе».  На заключительном заседании Совета намечались дальнейшие перспективы обучения ученика: если тот  не слишком добросовестно занимался научными дисциплинами,  на будущий год его ожидали «экзамены по всем предметам». А неудовлетворительная оценка, полученная на одном из текущих экзаменов, давала повод для последующей переэкзаменовки. Все экзаменационные комиссии Капп возглавлял лично.

Сознавая, что залогом успешной деятельности учебного заведения являются педагоги, Капп объединил вокруг себя людей целеустремленных и творческих. Ему понадобилось почти 12 лет, чтобы сформировать коллектив единомышленников, основу которого составляли выпускники петербургской и московской школ. Присущие им профессионализм, целеустремленность, способность к разносторонней концертно-просветительской деятельности и творческому поиску стали главными критериями педагога. Так закладывался фундамент одной из русских региональных школ – астраханской. Ее  создание было бы невозможным без накопления традиций. Поэтому первостепенной идеей Каппа стала преемственность поколений в педагогическом коллективе, который планомерно обновлялся под его руководством.

Особенно интенсивные кадровые изменения осуществлялись в 1907-1909 и 1913-1916 гг. Для первого этапа характерно приглашение уже сложившихся музыкантов: певицы Марии Карловны Шпехт-Голубевой, пианистов Софьи Густавовны Ленквист и Бориса Александровича Семенова, скрипача Иосифа Феликсовича Яржембского. Тогда же возобновил свою педагогическую деятельность виолончелист Виктор Францевич Мареш, преподававший в училище еще в 1899-1903 г. Рядом с ними выделяется личность начинающего педагога по классу обязательного фортепиано (в прошлом ученика Анны Георгиевны Веприцкой) Федора Ивановича Мазина,  который остался преподавать после окончания училища (1907). Все они вместе с Леонидом Иосифовичем Клюзнером и Федором Ивановичем Дерюжкиным стали верными соратниками Каппа.

В середине 1910-х годов в коллективе появились молодые музыканты: ученица С.В.Рахманинова Софья Григорьевна Домерщикова, затем Надежда Васильевна Связкина, Людмила Александровна Суворова и Ярослав Карлович Симон и др. (1913). В родные стены в качестве преподавателей возвращались прежние воспитанницы астраханского училища: Валентина Васильевна Михайловская (1914), Лидия Ильинична Кравченко (1915) и Мария Ивановна Иконицкая (1916).

По инициативе Каппа вновь прибывшие музыканты проходили первое испытание в концертах ИРМО, которые широко анонсировались на страницах астраханских газет. Некоторое время спустя педагоги обязаны были выступить в концерте или спектакле вместе со своими лучшими учениками. Благодаря этим стараниям директора, преподаватель оказывался на виду, приобретал известность и завоевывал авторитет.  Благодаря этой инициативе, педагоги продвигались по служебной лестнице, получали государственные награды. Скромный директор был отмечен позже других.

В итоге педагогический коллектив сформулировал серьезные требования к учащимся, уточнил экзаменационные программы. Важнейшим результатом работы училища при Каппе стал четкий план обучения. Рассчитанный на 10-11 лет, этот план объединял школу и училище: семи основным курсам предшествовали 3-4 – летние занятия в младшем и старшем подготовительных классах.

В девятисотые–девятьсотдесятые годы формируются основные педагогические принципы коллектива училища: высокий профессионализм, разносторонняя концертно-просветительская деятельность, преемственность и творческий поиск. Силами учащихся и преподавателей ставились оперные спектакли, ежегодно давались 6-8 ученических концертов, проводилось множество благотворительных вечеров.

К середине 1910-х годов музыкальное училище превратилось в одно из самых престижных и наиболее востребованных учебных заведений Астрахани.

 

 

 

ГОДЫ ПОИСКОВ И УДАЧ

 

Сложными испытаниями были насыщены двадцатые и тридцатые годы ХХ века. В этот период осуществлялись постоянные структурные преобразования. Сначала из-за финансовых трудностей сократилось время обучения. Став восьмилетним, музыкальное образование объединило две ступени: музыкальную школу и музыкальный техникум. В 1926 году по решению губернского отдела народного образования техникум и школа вновь реорганизуются, теперь – в двухстепенные музыкальные курсы. Только пять лет спустя –  в 1931 году – восстанавливаются права техникума, а в 1937 году возвращается и  статус среднего учебного заведения. В этом калейдоскопе изменений только чудом удалось сохранить основные специальности и численность обучающихся.

30-е годы принесли и позитивные перемены. Одна из них связана с открытием и деятельностью калмыцкого отделения. Возрожден симфонический оркестр, создан камерный струнный оркестр. Другим важным событием для всего коллектива, возглавляемого Г.М.Кавериным, стало начало педагогической деятельности бывших воспитанников училища: М.И.Иконицкой, А.М.Мышкиной, С.П.Загоскиной, Г.С.Цейхенштейна. Кроме того, в эти годы в училище преподают певица В.Н.Бородина, виолончелист М.М.Миклашевский, теоретик Б.В.Калмыков (впоследствии соавтор популярного учебника сольфеджио). Их интеллект, увлеченность и мастерство в течение нескольких последующих десятилетий создавали в училище подлинно творческую атмосферу. Ряд выпускников училища предвоенных лет успешно продолжили свое обучение в консерваториях Саратова и Ленинграда.

В военное время, в связи с сокращением материальных затрат на нужды культуры, училище снова временно преобразуется в музыкальные курсы, руководство которыми поручается сначала Т.И.Жоголевой, а затем А.В.Череминой.

Но трудности этого периода, связанные с ухудшением материальной базы и сокращением количества учащихся, не помешали активной творческой деятельности всего коллектива. В 40-е годы начинают активную работу Н.Я.Фурер, И.Р.Бухарцева, Н.И.Иммертреу, Л.Л.Шубова, В.С.Сластникова, И.Л.Шошина и другие. Как и прежде, педагогика и обучение гармонично сочетаются с концертной деятельностью. И педагоги, и учащиеся участвовали в концертах для воинов, раненых; средства, полученные от многих выступлений, направлялись в фонд помощи эвакуированным и фронту. На страницах местных газет отмечали имена скрипачей Б.Фельдшера, Г.Любарта и других юных музыкантов. В концертах выступал и хор учащихся под руководством Ф.И.Дерюжкина.

После открытия в конце войны Астраханской филармонии, не имевшей на первых порах постоянных творческих кадров, ее артистами стали преподаватели музыкального училища. Особой любовью Астраханцев пользовались выступления инструментального трио в составе А.М.Мышкиной (фортепиано), И.Л.Шошиной (скрипка) и А.П.Тимкина (виолончель).

Восстановив свой прежний статус еще до окончания войны, училище уже в 1946 году объявило набор по разным специальностям. Благодаря стараниям директора Н.Н.Фролова и замечательного педагога В.И.Кондрашова впервые были открыты дирижерско-хоровое отделение и класс баяна.

В 50-70-е годы после окончания лучших консерваторий страны возвращаются в родные стены прежние питомцы училища: Н.А.Токарев, Н.А.Красильникова, С.К.Бакулев, С.Д.Любарт, Т.А.Базова, Т.С.Власова, Г.В.Зязина, Т.Д.Белова, С.С.Ардабьева, Т.А.Аверочкина, Б.А.Красильников, Б.Е.Фельдшер, Г.Г.Цейхенштейн и многие другие. Основной приметой 50-х стало расширение контингента дирижерско-хорового и народного отделений. В развитии этих отделений большая роль принадлежит Е.А.Синициной, Г.М.Ванслову, Н.Я.Толстикову, В.К.Нечаеву, Л.И.Козлову, Н.И.Безрукавниковой, Е.Д.Коробцовой, А.П.Поздняковой, Т.Н.Канавиной, М.Р.Худяковой, С.С.Лотухову, В.И.Алешину, Ю.Н.Сафонцеву, В.М.Зайчикову, А.Ф.Гладченко, Ю.Д.Тарасову, В.И.Некляеву, М.А.Будинову. В 1958 году начинается история оркестра народных инструментов, идея создания которого принадлежит В.А.Вольфу.

В 1962 году в училище открывается театральное отделение. К сожалению, просуществовало оно не долго, подготовив три выпуска молодых специалистов. Среди выпускников отделения – имя известного театрального и киноактера В.Стеклова, заслуженного артиста Калмыкии В.Карабаша и др.

В 60 – 70-е годы укрепляется материально-техническая база училища. В 1966 году училище переезжает в свое современное здание. В связи с приобретением полного инструментального комплекта стала возможной деятельность симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

По инициативе М.А.Этингера и поддержке директора В.К.Нечаева в 1960 году было основано музыкально-теоретическое отделение, в становление и развитие которого внесли заметный вклад первые преподаватели – С.С.Руденко, Н.И.Нечаева, И.Б.Добролюбова.

Возрождению отделения духовых инструментов много сил отдал Г.А.Семиков. Традиции этого замечательного педагога продолжили В.В.Попов, В.В.Курганов, Е.Д.Авраменко, О.А.Марчуков. В 60-е годы по инициативе А.В.Романько в училище появился духовой оркестр.

В 1975 году открылось эстрадное отделение, становлению которого немало сил отдали композитор и пианист Я.Э.Гойфельд, Н.И.Галянкин, Р.Н.Лещенко, А.И.Лещенко. В конце 80-х годов отделение возглавил С.И.Протасов. В 1978-1979 учебном году был создан эстрадно-симфонический оркестр, а затем Биг-бенд и различные джазовые ансамбли.

Общеобразовательные дисциплины в эти годы преподают В.Б.Митенева, Ю.М.Дарюшин, Е.Н.Осокина, Н.Г.Парамонов и другие.

В 80-е годы коллектив переживает процесс смены поколений. После более чем тридцатилетнего директорства заслуженного работника культуры России В.К.Нечаева, коллектив возглавил Н.С.Терещенко заслуженный работник культуры России, а вслед за ним – Л.В.Виноградова, ныне заслуженный работник культуры России. На протяжении 50-80-х годов преподаватели и учащиеся продолжали вести активную концертную работу. Среди преподавателей можно назвать целый ряд замечательных солистов и творческих коллективов. Это – трио баянистов в составе В.Зайчикова, Ю.Тарасова и В.Балашова (последнего позже заменил В.Ромадин),  дуэт баянистов – В.Зайчиков и В.Белов, ансамбль народных инструментов в составе В.Некляева, Г.Груниной, А.Линева, Н.Алешиной, М.Будинова и А.Ершова, камерные дуэты в составе Нины и Бориса Красильниковых, Татьяны Беловой и Владимира Шмуленсона, Галины Рубцовой и Татьяны Власовой, Галины Ясаковой и Ивана Красильникова, струнный квартет в составе: И.Л.Шошиной, Б.Е.Фельдшера, Г.Г.Цейхенштейна и Б.А.Красильникова. Интересные сольные программы представляли пианисты Н.А.Токарев, С.Д.Любарт, С.К.Бакулев, В.А.Мурыгин, Ю.Ю.Решетников и другие.

 

НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

 

1990-е - 2000-е годы – время возрождения музыкального училища. В 2007 году это учебное заведение получило статус колледжа. Современный астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского – сложный учебный комплекс, объединяющий 8 отделений: «Фортепиано» (зав.И.В.Новикова), «оркестрово-струнные инструменты» (зав. Н.В.Омяльева), «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (зав. В.Я.Алатарцев), «Инструменты народного оркестра» (зав. Н.М.Алешина), «Сольное пениеон подготовил моного концертных престра Будучи дирузыки. тете Московского университета Горелов занимался с лучшими педагогами» (зав. Е.А.Михайлова), «Хоровое дирижирование» (зав. Н.А.Никитина), «Теория музыки» (зав. Л.М.Гринберг), «Музыкальное искусство эстрады» (зав. А.И.Лещенко), предметные комиссии «Камерный ансамбль и концертмейстерский класс» (председатель Т.Д.Белова) «Обязательное фортепиано» и «Общеобразовательные дисциплины» (председатели Т.А.Караева и Н.А.Муратова), филиал  в городе Знаменске Астраханской области, сектор педагогической  практики, музыкальные классы, Экспериментальный музыкальный центр детского образования (зав. Н.Г.Романова). А это более 400 учащихся и студентов. С ними занимаются более 80 штатных педагогов, закончивших Московскую, Петербургскую, Петрозаводскую, Нижегородскую, Саратовскую и Астраханскую консерватории, Российскую академию музыки им. Гнесиных, многие из них имеют высшую квалификационную категорию.  8 человек награждены знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». 11 преподавателей имеют звание «Заслуженный работник культуры России», 4 - научную степень кандидата искусствоведения. Некоторые из молодых педагогов продолжают образование в аспирантуре.

С 1992 года возглавлял училище заслуженный работник культуры России Ю.Ю. Решетников. С 2005  года директором училища является С.Е. Киселев.

Педагоги и учащиеся ведут активную концертную деятельность. Регулярно проводятся отчетные концерты отделений, коллективов, классные концерты ведущих педагогов. С успехом выступают на разных концертных площадках города хор дирижерско-хорового отделения, эстрадный оркестр, оркестры струнных и народных инструментов, а также Трио им. Аренского, в составе которого - лауреаты международных и российских конкурсов Н.В.Омяльева, А.В.Стрельченко, И.В.Новикова.

На разных отделениях действуют 4 оркестра (рук. Н.М.Алешина, В.Я.Алатарцев, А.В.Стрельченко, Е.Е.Якушкин) и  хор (рук. засл. работник культуры РФ Н.А.Никитина). На базе училища были созданы фольклорные ансамбли «Бударочка» и «Скоморошина» (рук. К.В.Гузенко, С.И.Кулибаба), а также кукольный театр «Балаганчик» (рук. К.В.Гузенко). В 1990-е - начале 2000-х годов на базе Экспериментального музыкального центра успешно функционировали ансамбль «Надежда России» и детский оркестр народных инструментов.

Возросшее внимание педагогов к методическим проблемам проявляется в организации мастер-классов, методических и научно-практических конференций, в центре внимания которых - актуальные проблемы музыкального образования на современном этапе. Училище активно сотрудничает с Астраханской государственной консерваторией и другими вузами России. Ведущие профессора и преподаватели Астраханской консерватории преподают в училище.

Коллектив ищет пути для оптимизации учебного процесса, обращая внимание на индивидуальный подход в обучении. Наиболее способные ребята исполнительских специальностей посещают занятия музыкально-теоретического цикла  с группами теоретиков. Разнообразные интересы нового поколения заставляют корректировать учебные программы и планы, включая социально значимые предметы «Риторику», «Музыкальную психологию», «Музыкальную журналистику», «Музыкальное содержание», «Видеокурс», «Музыкальную культуру Астрахани» и др. Одних привлекают занятия композицией, других – класс гитары или органа. С целью совершенствования методик детского музыкального образования в 1991 году при училище открыт Экспериментальный музыкальный центр.

Благодаря поддержке областной администрации и лично губернатора А.П.Гужвина был осуществлен капитальный ремонт здания и техническое переоборудование училища в 2000 году.

 

 

ВОСПИТАННИКИ

 

В училище-колледже всегда гордились своими учениками. Они трудятся в Астрахани и области, в разных городах и регионах России, в странах Европы, в Канаде, США и Израиле. Они работают в филармониях, оперных театрах и оркестрах, министерствах, управлениях и департаментах культуры, преподают в школах, училищах и вузах. Среди выпускников немало заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусства и заслуженных работников культуры России, профессоров, ученых с научными степенями.

Всемирное признание получило творчество М.П.Максаковой, В.В.Барсовой. Многие выпускники стали руководителями интересных коллективов. Так, Н.Бабкина с успехом выступает на разных сценах с ансамблем «Русская песня»; благодаря Т.С.Сайфулину вырос авторитет руководимой им хоровой капеллы Чувашской филармонии. Хорошо известен в Астрахани Камерный хор «Лик» под управлением С.Е.Комякова и ансамбль «Скоморошина», руководит которым С.И.Кулибаба. За пультом симфонического оркестра Астраханской консерватории – Ф.Я.Сепкулов, в прошлом выпускник дирижерско-хорового отделения. В составе замечательного квартета «Скиф» также есть бывшие воспитанники училища: А.Мостыканов и А.Бабушкин, А.Калина. Ансамблем «Моряна» несколько лет руководил В.М.Егоров. Поклонники поп-музыки всегда с интересом обсуждают выступления И.Наджиева. Широкий отклик получают премьеры композиторов А.Лемана, Ю.Дунаева, А.Рындина и т.д.

Те, кто только начинают свою музыкальную карьеру, тоже мечтают об успехе. Сознавая, что главным его залогом является самосовершенствование, занимаются с редким упорством и самоотдачей. Серьезный шаг к успеху – участие в конкурсе. Выступления в региональных, зональных, российских конкурсах стали нормой. Сегодня трудно представить конкурсы имени Д.Кабалевского,  В.Сафонова, С.Танеева, П.Серебрякова, конкурсы молодых музыкантов Поволжья без астраханцев. Эта традиция, зародившиеся в 50-60 годы, с успехом развивается в настоящее время. Рядом с именами первых лауреатов М.Буянера, В.Зайчикова, Ю.Некрасова, И.Бекетова, А.Сенина появились новые: С.Киселев, И.Михайлов, Н.Муравьева, В.Рулев, С.Романов.

К 50-м годам относятся и первые успехи на международных конкурсах. В 1957 году октет под руководством В.И.Кондрашова получил право участвовать в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Следующий шаг сделал баянист А.Сенин, выиграв «Кубок мира» - Международный конкурс в Нью-Йорке. Особенно удачными стали 90-е годы. В 1996 году воспитанница З.Султанова (преп. В.М.Зайчиков) после многих побед на региональных и всероссийских конкурсах завоевала III место на 33 Международном конкурсе аккордеонистов в г. Клингенталь (Германия). Немало серьезных побед одержала учащаяся фортепианного отделения Н.Муравьева (преп. Т.А.Аверочкина). Юная пианистка успешно выступает на всероссийских конкурсах, среди ее наград лауреатские дипломы конкурсов, проходивших в Италии, Германии. Но подлинным «золотым» подарком к 100-летию своей «ALMA MATER» стала победа и первая премия V Международного конкурса пианистов им. Н.Рубинштейна (Париж, 2000). Такой же подарок училищу преподнес и Д.Соловьев (преп. А.С.Бабушкин), ставший лауреатом Международного конкурса «Балтика-гармоника» (Санкт - Петербург, 2000). В 1999 году хор Астраханского музыкального училища под управлением Н.А.Никитиной завоевал II место и звание лауреата на Первом Международном хоровом видеоконкурсе «золотой камертон», посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (Москва), а учащиеся вокального отделения Е.Менькова и Е.Марченко (специализация «народное пение») – II премию на Международном конкурсе «Зажги свою звезду».

Студенты Астраханского музыкального колледжа успешно выступают на различных конкурсах. Так, в 2007/2008 учебном году астраханские студенты завоевали около 50 наград на престижных международных, российских и областных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Среди них и три музыкальных коллектива. Оркестр народных инструментов стал обладателем Гран-При Российского конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Орлята России», состоявшегося во Всероссийском  детском центре «Орлёнок» (г. Туапсе). Октет народных инструментов (рук. Н.М.Алешина) – лауреат 1 степени XI Российского смотра-конкурса исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ. Камерный оркестр колледжа под управлением А.Г.Стрельченко завоевал звание лауреата I  степени  Областного фестиваля «Астрахань студенческая 2007». В 2008/2009 учебном году Оркестр народных инструментов стал обладателем Гран-При фестиваля конкурса «Российский олимп» в Нижнем Новгороде.

Яркой приметой последних лет стало проведение в Астрахани Российских смотров-конкурсов исполнительского мастерства учащихся музыкальных училищ по разным специальностям. К настоящему времени проведено 14 смотров-конкурсов. Шесть раз вступали в конкурсные состязания учащиеся фортепианных отделений, 5 – народных, 3 – отделений оркестровых струнных инструментов, 1 – оркестровых духовых и ударных инструментов, 2 – дирижерских, 2 – вокальных. Смотры конкурсы вызывают большой интерес, в них принимают участие представители музыкальных учебных заведений из самых разных регионов России. Каждый смотр-конкурс становится незабываемым событием в культурной жизни Астрахани, даря публике и яркие выступления конкурсантов, и мастер-классы членов жюри, и концерты мастеров искусств и творческих коллективов. Также в рамках смотров-конкурсов проводятся научно-практические конференции, посвященные широкому спектру вопросов музыкознания и музыкальной педагогики.

Несмотря на нешуточное соперничество многочисленных участников, астраханцы – воспитанники Астраханского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского – выступают на смотрах-конкурсах  достойно.

Успехи молодых астраханских музыкантов привлекли внимание инициаторов программы «Новые имена». Вслед за ее первыми фаворитами  З.Султановой, Н.Муравьевой, Т.Пахолкиной, И.Михайловым зазвучали имена О.Шмаевского, М.Букина, Д.Соловьева, С.Романова, Н.Лещенко, Н.Соколовской, Е.Заикиной, Е.Давыдовой, Д.Смирнова, Ю.Ивченко, М.Долганюк, М.Вдовиной, А.Курановой, В.Епихиной и других. Фамилии этих ребят занесены в Золотую книгу Астраханской Благотворительной программы «Юные дарования – Новые имена XXI веку». Многие из них являются стипендиатами Международной Благотворительной программы «Новые имена», стипендиатами Министерства культуры России, получают губернаторские стипендии, стипендии Администрации Астрахани, Правительства и Министерства Культуры Астраханской области.

В 2006 году Александра Куранова получила престижную премию «Надежда России» и была приглашена для участия в церемонии награждения, состоявшейся в Санкт-Петербурге в ноябре 2006 г.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ - СЕГОДНЯ

За 110-летнюю историю в музыкальной жизни колледжа утвердились различные формы творческой работы. Периодически в течение каждого учебного семестра с творческими отчетами выступают все отделения колледжа. Кульминацией в этом процессе становится Отчетный концерт солистов и творческих коллективов колледжа, который обычно проводится в Большом зале Астраханской государственной консерватории в конце апреля.

Современность диктует свои правила. Поэтому круг ярких музыкальных начинаний постоянно расширяется. К ним относятся отчетные концерты музыкальных коллективов: Оркестра народных инструментов по управлением Н.А.Алешиной, хора Музыкального колледжа (худ. рук. и дирижер заслуженный работник культуры РФ Никитина Н.А.), концерты, посвященные Международному Дню музыки и т.д. Широкий резонанс вызвала премьера рок-оперы Р.Н.Лещенко «Петр I  и Астрахань», состоявшаяся в апреле 2008 года и посвященная 450-летию нашего города. Корректируются и формы творческих выступлений, потому никто не удивляется фольклорному ансамблю и органному музицированию студентов отделения «Теория музыки»  или хореографическим номерам в исполнении студентов вокального и эстрадного отделений.

Большой интерес у студентов вызывают сольные концерты молодых педагогов в залах Астраханской консерватории и Музыкального колледжа: И.А. Федоровой, Соловьева Д.В., Михайлова И.С.  По традиции бывшие воспитанники, обучающиеся в вузах России, выступают с  концертами перед студентами: в мае 2007 года свои сольные программы исполнили студенты Астраханской государственной консерватории Николай Лещенко и Сергей Романов. Сразу после получения престижной премии «Надежда России» А.Куранова рассказала студентам и педагогам колледжа об участии в церемонии награждения в Санкт-Петербурге (ноябрь 2006).

Регулярно проходят концерты студентов вокального отделений в городской и областной детских библиотеках, центрах социальной защиты и госпитале: ноябрь, апрель

Многолетние творческие контакты связывают педагогов училища с Армянским обществом «Арев». В одном из тематических вечеров (январь 2007) выступил студент 4 курса фортепианного отделения Д.Смирнов, занимающийся в классе Т.С. Власовой. О народном артисте Армении А.Д.Каратове -  выдающемся певце, педагоге и общественном деятеле, проведшем свои  детство и юность в Астрахани, посвятил выступления и публикацию заслуженный работник культуры РФ С.К.Бакулев.

Широкий резонанс у студентов, педагогов музыкального колледжа и астраханской общественности получила новая инициатива, имеющая  огромное воспитательное и просветительское значение – юбилейные мемориальные концерты-встречи. В 2007-2008 году состоялись 4 таких концерта-встречи, посвященные 80-летиям старейших педагогов училища С.С.Руденко, И.Е.Шагаловой и 70-летию Т.С.Власовой, 50-летию творческой деятельности С.К.Бакулева, а также гастролям Г.Г. Александрова (Цейхенштейна). Краеведческую направленность имеют памятные вечера, посвященные памяти корифеев астраханского музыкального образования А.М.Мышкиной, С.П.Загоскиной, Н.А.Токарева.

Активизации творческих способностей студентов способствуют литературно-музыкальные композиции  и регулярно организуемые вечера творчества «Артсейшн», в ходе которых каждый желающий может продемонстрировать собственные разнообразные таланты. Просвещению студентов училища способствуют регулярные выставки работа астраханских художников и фотографов:  Н. Шапошниковой (ноябрь 2006),  Е. Скрозникова (март 2007), К. Манго (апрель 2006), а также сеансы видеокурса «Антология мирового кино».

Доброй традицией в колледже становятся концерты клавесинной музыки. Вызвавшая большой интерес в училище лекция-концерт «Этот старый, молодой клавесин» (ноябрь 2006, Малый зал) объединила студентов фортепианого, струнного, духового и вокального отделений, заслуженную артистку России и народную артистку республики Татарстан Е.А.Михайлову и кандидата искусствоведения Н.Н.Калиниченко. Эти выступления представителей разных исполнительских специальностей и разных поколений демонстрируют богатые  возможности совместного музицирования.

Яркими событиями становятся отчетные концерты творческих коллективов и солистов колледжа, которые проводятся на лучших концертных площадках Астрахани. Безусловно, надолго запомнился слушателям последний из подобных концертов, проведенный в мае 2010 года в Концертном зале имени М.П. Максаковой Астраханской государственной филармонии, - Юбилейн6ый концерт, посвященный 110-летию Астраханского музыкального училища.

Богатые традиции и яркое настоящее помогают училищу не только соответствовать веяниям времени, но и смело смотреть в будущее, уверенно продолжать второй век в своей истории.

 










У детей должны быть родители!
Designed by Recon R.