Яндекс.Метрика

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ



Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. М.П. МУСОРГСКОГО»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

для поступающих в Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского

по специальностям:



Специальность 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады (по видам)». Квалификация выпускника – Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива

Специальность 53.02.07  «Теория музыки». Квалификация выпускника – Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности

Специальность 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)». Квалификация выпускника – Артист, преподаватель, концертмейстер.

Специальность 53.02.04 «Вокальное искусство». Квалификация выпускника – Артист-вокалист, преподаватель 

Специальность 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение». Квалификация выпускника – Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование». Квалификация выпускника – Дирижер хора, преподаватель







Астрахань 2014

Одобрена предметно-цикловыми комиссиями «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Музыкальное искусство эстрады», «Теория музыки»



Протокол от « » ____________    2014 г.



Составители:                                                    














































Заместитель директора по учебной работе Линев А.В.



Председатели ПЦК:

«Фортепиано» НОВИКОВА И.В.,

«Оркестровые струнные инструменты»  ОМЯЛЬЕВА Н.В.,

«Оркестровые духовые и ударные инструменты» АЛАТАРЦЕВ В.Я.,

«Инструменты народного оркестра» АЛЕШИНА Н.М.,

«Вокальное искусство»

МИХАЙЛОВА Е.А.,

«Хоровое дирижирование»

НИКИТИНА Н.А.,

«Музыкальное искусство эстрады» МИХАЙЛИЧЕНКО В.В.,

«Теория музыки» ГРИНБЕРГ Л.М.

«Сольное и хоровое народное пение» СМОЛИНА Н.Д.

Председатели ПК

«Обязательное фортепиано»

ЛЬВОВА С.В.,

«Общеобразовательные дисциплины» БЕЛОГАЕВ Е.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского» (далее - колледж) – образовательное учреждение среднего профессионального образования, реализующее основные образовательные программы среднего профессионального образования углубленного уровня. Колледж ведет образовательную деятельность по следующим специальностям:

Специальность 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады (по видам)». Квалификация выпускника – Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива.

Специальность 53.02.07 «Теория музыки». Квалификация выпускника – Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности.

Специальность 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)». Квалификация выпускника – Артист, преподаватель, концертмейстер.

Специальность 53.02.04 «Вокальное искусство». Квалификация выпускника – Артист-вокалист, преподаватель.

Специальность 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение». Квалификация выпускника – Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива.

Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование». Квалификация выпускника – Дирижер хора, преподаватель.

Форма обучения – очная.

По всем вышеперечисленным специальностям организуются и проводятся вступительные испытания.

Вступительные испытания по всем вышеперечисленным специальностям организуются и проводятся в соответствии с Правилами приема в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского», на 2014/15 учебный год, разработанными в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - Порядок), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.01.2014 г. № 36 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования», и правилами приема, определяемыми министерством культуры Астраханской области и закрепленными в Уставе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского».

Вступительные испытания проводятся согласно расписания, утверждаемого директором колледжа.

Вступительные испытания по всем вышеперечисленным специальностям включают в себя: вступительные испытания по определению и проверке наличия у поступающих определенных творческих способностей.

            Содержание вступительных испытаний  направлено на выявление имеющихся знаний и умений по специальности, а также креативных и эвристических способностей абитуриента, поэтому программа таких испытаний на каждом отделении имеет свою специфику (см. с. 4-28).

           Критерии оценки вступительных испытаний определяются правилами приема.


Содержание творческих испытаний профессиональной направленности


53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов


Прием на  основную профессиональную образовательную программу (далее - ОПОП) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • исполнение сольной программы (а также - технический зачет, читка с листа, коллоквиум (по виду инструментов «Фортепиано»);

  • сольфеджио (письменно, устно).

Примерный уровень требований вступительных испытаний:

по виду инструментов «Фортепиано»

  1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;

  • два инструктивных этюда на разные виды техники;

  • классическое сонатное allegro или классические вариации;

  • пьесу.

Примерная программа:

  • И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».

  • К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.

  • Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.

  • Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.

Технический зачет, читка с листа, коллоквиум:

а) исполнение гамм в объеме 7 классов ДМШ,

б) читка с листа произведений для 5-7 класса ДМШ,
в) коллоквиум – собеседование о творчестве композиторов исполняемых произведений.



  1. Сольфеджио (письменно)

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

  • пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

       Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

  • Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

назвать функцию аккорда и вид;

спеть аккорды;

  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней:  VIb в мажоре, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

по виду инструментов «Оркестровые струнные инструменты» (скрипка, альт, виолончель, контрабас

  1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

  • гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • два разнохарактерных этюда (один из них в двойных нотах);

  • первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;

  • пьесу.

Примерные программы

Скрипка:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35;

  • Д.Б.Виотти. Концерт № 22 (1ч.); Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.);

  • Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение»; Л.К.Дакен. «Кукушка»; А.Венявский. «Легенда».

Альт:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);

  • Б. Кампаньоли. Этюд №1; Р.Крейцер. Этюд № 8;

  • И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.);

  • С. Цинцадзе. Романс; С. Цинцадзе. Хоруми.

Виолончель:

  • трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).

  • А. Нельк. Этюд ля мажор; Ф. Грюцмахер. Этюд ре мажор;

  • А. Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й. Гайдн. Концерт до мажор (1ч.);

  • Г.Форе. Элегия; П.И.Чайковский. Ноктюрн.

Контрабас:

  • двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор;

  • Этюды из сборника этюдов И.Биллэ, Т.Баттиони;

  • Сонаты Б.Марчелло;

  • Г. Шлемюллер. Непрерывное движение;

  • А.Хачатурян. Андантино.

  1. Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно):

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

  • Слуховой анализ:

       Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней:  VIb в мажоре, VII# в миноре.

       Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 6-8 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней. Аккордовые последовательности, включающие 6-8 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Форма ответа:

назвать функцию аккорда и вид;

спеть аккорды;

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней:  VIb в мажоре, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Вступительное испытание по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей; «Группировка длительностей».

по виду инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты

  1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюд;

  • две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.

Примерные программы

Флейта:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);

  • В.Блодек. Концерт, 2 и 3 части; Ф.Пуленк Соната, 1 и 2 части; Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.

Гобой:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • этюды В.Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;

  • Е.Фиала. Концерт; А.Лядов. Скорбная песнь; Г.Ф.Гендель. Жига.

Кларнет:

  • гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно;

  • Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;

  • Н.Римский-Корсаков. Концерт; К.Вебер. Концертино; А.Лядов. Прелюдия; Л.Обер. Жига.

Фагот:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;

  • А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;

  • В.Купревич. Романс; А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.

Саксофон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • М.Мюль. Этюды;

  • И.С.Бах. Сицилиана и аллегро; М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть; Р.Бюссер. Астурия.

Валторна:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);

  • В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части, Концерт № 3 I или II-III части. А.Скрябин. Романс; Г.Ф.Гендель. Бурре; А.Экклс. Соната.

Труба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • В.Вурм. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»; С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;

  • В.Щелоков. Концерт № 3; Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор -  3 и 4 части; Т.Альбинони Концерт соль минор  - 1 и 2 части; Ц.Кюи. Восточная мелодия; А.Гедике. Концертный этюд.

Тромбон:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь; В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь;

  • Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части; И.С.Бах. Ария; А.Вивальди. Аллегро.

Туба:

  • гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

  • В.Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2;

  • Б.Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части; В.Дубовский. Танец и песня; И.С.Бах. Ария и Бурре.

Ударные инструменты:

  • гаммы до четырех знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов;

  • М.Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона;

  • Г.Рзаев. Скерцо; И.С.Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3-я часть; А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3-я часть.

  1. Сольфеджио (письменно)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический  виды минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно):

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера   (И.П. Никитина. «Сольфеджио», часть 2, №№ 39, 43, 46, 50).

  • Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 4-5 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

       Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорд VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Наиболее употребительные музыкальные термины».

по виду инструментов «Инструменты народного оркестра» (домра, балалайка, аккордеон, баян, гитара (возможно гусли, гармонь, инструменты народов России)

    1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

Баян, аккордеон:

  • две 3-х – 4-х октавные гаммы и арпеджио (мажор, минор);

  • полифоническое произведение;

  • произведение крупной формы (вместо произведения крупной формы можно сыграть две пьесы: одну лирического, другую виртуозного характера. Например: А.Лядов. Прелюдия ре минор; Г.Шендерев. Думка; Г.Шендерев. Русский танец; Л.К.Дакен. «Кукушка»;

  • обработку народной мелодии.

Список произведений, рекомендуемых к исполнению:

  • И.С.Бах. Двухголосная инвенция;

  • И.С.Бах. Хоральная прелюдия;

  • И.С.Бах. Отдельные части из «Французских сюит»;

  • Г.Ф.Гендель. Маленькие фуги;

  • Сонаты М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимарозы (первые части или вторые-третьи);

  • И.Яшкевич. Сонатины;

  • Д.Бортнянский. Соната фа мажор;

  • В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части);

  • В.Мотов. Возле речки, возле моста;

  • В.Мотов. Научить ли тя, Ванюша;

  • В.Мотов. Сад;

  • В.Жигалов. Там, за речкой.

Домра, гитара, балалайка, гусли

       Поступающие должны исполнить программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.

Примерные программы

Домра

Вариант 1:

  • А.Вивальди. Концерт ля минор, 1 ч.;

  • И.Хандошкин. Канцона;

  • А.Цыганов. Скоморошьи песни.

Вариант 2:

  • Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.;

  • П.Чекалов. Вокализ;

  • В.Лаптев-Цыганков. По улице не ходила, не пойду.

Гитара

(Виртуозная пьеса в программе гитаристов может быть заменена этюдом)

Вариант 1:

  • Ф.Сор. Соната до мажор;

  • И.С.Бах. Бурре си минор;

  • А. Иванов-Крамской. Тарантелла.

Вариант 2:

  • М.Джулиани. Соната до мажор, 1ч.;

  • М.Высоцкий. Прялка;

  • Э.Пухоль Вилларуби. Шмель.

Балалайка

Вариант 1:

  • Б.Трояновский. Заиграй, моя волынка;

  • Ф.Куперен. Пастораль;

  • В.Андреев – Н. Василенко. Испанский танец.

Вариант 2:

  • А.Шалов. Волга-реченька;

  • Ю.Свенсен. Норвежская мелодия;

  • Е.Авксентьев. Юмореска.

Гусли

Вариант 1:

  • В.Городовская. Пляска скоморохов;

  • Н.Мясковский. Мазурка;

  • В.Комаров. Тема с вариациями.

Вариант 2:

  • Ю.Шишаков. Пьеса;

  • Б.Кравченко. Старый шарманщик;

  • В.Широков. Полька.



    1. Сольфеджио (письменно)

Письменный экзамен предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

  • натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический виды минора;

  • ритмические группы с шестнадцатыми.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

  • Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (И.П. Никитина. «Сольфеджио», часть 2, №№ 39, 43, 46, 50).

  • Слуховой анализ:

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

       Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 4-5 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

       Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорд VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 4-5 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»;  «Наиболее употребительные музыкальные термины».

53.02.04 Вокальное искусство

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на  основную профессиональную программу по специальности 53.02.04 Вокальное искусство осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области сольного пения и музыкально-теоретической области.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • исполнение сольной программы;

  • сольфеджио или проверка музыкальных  данных.

Примерный уровень требований вступительных испытаний:

  1. Исполнение сольной программы

       Абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии

Рекомендуются к исполнению:

русские народные песни;

песни и романсы русских композиторов;

старинные классические арии и ариетты;

произведения зарубежных композиторов;

итальянские и неаполитанские песни.

Примерный уровень сложности  произведений:

Русские народные песни: «Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка», «Цвели цветики», «По сеничкам Дуняшенька гуляла», «Помнишь ли меня, мой свет», «Липа вековая», «Отставала лебедушка», «Потеряла я колечко».

Романсы и песни русских композиторов: А.Варламов «Красный сарафан»; А.Алябьев «Я вижу образ твой»; Л.Гурилев «Домик-крошечка»; А.Даргомыжский «Мне грустно», «Я Вас любил», «Юноша и дева».

Старинные классические арии и ариетты: У.Джордано «Саго mio bеп», Д.Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «Sеbеn, crudele», «Sеlvе amiche», «А1mа dе1 соге». Г.Перселл Ария «Нагк, hагк» из оперы «Королева фей». Г.Ф.Гендель Ария Роделинды из оперы «Роделинда», ария Альмирены из оперы «Ринальдо». А.Вивальди Ариетта "Viеni? Viеni?", Ф.Дуранте Ариетта "Danza, danza".

Произведения зарубежных композиторов: В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта», ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л.Бетховен Песня «Сурок»; Э.Григ «К родине».

Итальянские и неаполитанские песни: Э.Д.Капуа, слова Капуро «О sо1е mio»; Ч.А.Биксио «Мама»; Ч.А.Биксио «Тогпа»; музыка В.Кьяра, слова А.Дженизе «Ве11а spagnola»; неаполитанская народная песня «Sапtа Lucia».

Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Абитуриент должен иметь при себе ноты исполняемых произведений.

2. Сольфеджио

  • Одноголосный музыкальный диктант. В диктанте могут встретиться:

размеры 2/4, 3/4;

натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический виды минора; плавное движение мелодии, а также движение по звукам аккордов и секвенции;

ритмические группы: половинные, четверти, восьмые в различных сочетаниях, пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.

  • Чтение с листа

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№56,63,64,68).

  • Определение на слух интервалов и аккордов  вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые.

Аккорды вне лада: трезвучия мажорные и минорные с обращениями,  малый мажорный септаккорд в основном виде.

  • Интонационные упражнения в ладу:

пение звукорядов натурального мажора, натурального, гармонического и мелодического минора, а также отдельных ступеней в тональностях до 2-х знаков при ключе;

пение интервалов и аккордов на уровне требований, предъявляемых  к слуховому анализу.

Проверка музыкальных данных

  • спеть отдельно взятый на фортепиано звук;

  • определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;

  • точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;

  • определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;

  • воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

  • интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе;

  • определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);

  • петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» - начальные номера).

53.02.06 Хоровое дирижирование

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на  основную профессиональную образовательную программу по специальности 073502 Хоровое дирижирование осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового пения и музыкально-теоретической области.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • дирижирование,

  • сольфеджио (письменно и устно),

  • фортепиано.

Примерный уровень требований вступительных испытаний:

  1. Дирижирование

исполнение вокального либо хорового двухголосного произведения под собственный аккомпанемент на фортепиано;

показ первичных навыков дирижирования на примере исполняемого произведения;

ответы на вопросы, связанные с творчеством композитора, ответы на вопросы, выявляющие культурный уровень абитуриента, его эрудицию в области смежных видов искусств.

Примерный уровень исполняемых произведений: Л.Бетховен. «Походная песня»; современная русская народная песня в обработке  В.Локтева «Ой, по-над Волгой».

  1. Сольфеджио (письменные задания)

Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

•  различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм и

модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства,

секвенции тональные и модулирующие;

• пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устные задания)

•    Сольфеджирование.

Чтение  с  листа  одноголосного  музыкального  примера  с  предварительным анализом его структуры (А.Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).

•    Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: VIb в мажоре; VII# в миноре. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре - на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-9 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-9 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Вступительное испытание по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной  грамоте по следующим темам:

«Кварто-квинтовый круг тональностей»;

«Тональности первой степени родства»;

«Лады народной музыки»;

«Музыкальные термины».

  1. Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного а11еgго, пьесы.

Примерная программа:

И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция (по выбору);

К.Черни Этюды ор. 740 (по выбору), К.Черни Этюды ор. 299;

В.Моцарт Соната до мажор № 1, 1ч. В.Моцарт Соната фа мажор 1 ч.;

А.Бородин Маленькая сюита (одна часть по выбору), А.Аренский Романс фа мажор ор. 53, Ф.Шопен Ноктюрн до диез минор (оuvге роsthume).

53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады (по видам)»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на основную профессиональную образовательную программу по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) осуществляется при наличии у абитуриента документа об общем среднем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте, сольного пения и музыкально-теоретической области.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • исполнение сольной программы,

  • сольфеджио письменно и устно.

       Примерный уровень требований вступительных испытаний по виду «Инструменты эстрадного оркестра»:

Фортепиано

  1. Исполнение сольной программы.

       Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;

  • этюд;

  • произведение крупной формы;

  • эстрадно-джазовая пьеса.

  1. Сольфеджио (письменно и устно)

       Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант объемом 8-10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4.

  • исполнить интонационные упражнения;

  • сделать слуховой анализ: пение гамм натурального и гармонического мажора, трех видов минора;

  • ответить на вопросы по музыкальной грамоте предполагающие проверку уровня теоретических знаний.

Гитара, бас-гитара

    1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

ГИТАРА:

  • гаммы до 2-х ключевых знаков;

  • два разнохарактерных произведений в эстрадно-джазовом стиле.

БАС-ГИТАРА:

  • гаммы 2-х октавные до 2-х ключевых знаков;

  • две джазовые пьесы.

    1. Сольфеджио (письменно и устно)

       Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант объемом в 8-10 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

  • исполнить слуховые и интонационные упражнения, определить на слух интервалы от звука.

  • ответить на вопросы по музыкальной грамоте предполагающие проверку уровня теоретических знаний.

Духовые инструменты

    1. Исполнение сольной программы.

       Поступающий должен исполнить:

  • гаммы до 2-х ключевых знаков;

  • одно произведение в джазовом стиле;

  • одно классическое  произведение.

    1. Сольфеджио (письменно и устно)

       Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант объемом 8–10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4.

  • сделать слуховой анализ и исполнить интонационные упражнения.

  • определить на слух интервалы от звука.

  • ответить на вопросы по музыкальной грамоте предполагающие проверку уровня теоретических знаний.

Ударные инструменты

    1. Исполнение сольной программы

       Поступающий должен исполнить:

  • на малом барабане этюд, состоящий из разнообразных барабанных элементов (роллы, раффы, форшлаги, парадидлы и т.д.);

  • на ударной установке один-два этюда или сольных эпизода в разных стилях (джаз, фанк, рок и т.д.)

    1. Сольфеджио (письменно и устно)

       Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант объемом 8–10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4.

  • сделать слуховой анализ и исполнить интонационные упражнения.

  • определить интервалы на слух от звука.

  • ответить на вопросы по музыкальной грамоте предполагающие проверку уровня теоретических знаний.

Примерный уровень требований вступительных испытаний по виду «Эстрадное пение»:

    1. Исполнение сольной программы.

       Поступающий должен исполнить:

  • два произведения в эстрадном жанре (рекомендуется для исполнения –отечественная или зарубежная эстрадная песня, произведение в стиле рок, джаз, эстрадно-камерная миниатюра, романс в современной обработке).

  1. Сольфеджио (письменно и устно)

       Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант объемом 8-10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4.

  • исполнить интонационные упражнения;

  • сделать слуховой анализ: пение гамм натурального и гармонического мажора, трех видов минора;

  • ответить на вопросы по музыкальной грамоте предполагающие проверку уровня теоретических знаний.

53.02.07  «Теория музыки»

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на  основную профессиональную образовательную программу по специальности 53.02.07 Теория музыки осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень владения фортепиано, знания в музыкально-теоретической области  и в области художественной культуры.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • сольфеджио (письменно и устно);

  • музыкальная грамота (письменно и устно);

  • музыкальная литература (устно);

  • фортепиано.

Примерный уровень требований вступительных испытаний:

  1. Сольфеджио (письменно и устно)

Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 8-12 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

Устные задания по сольфеджио:

  • Сольфеджирование.

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

  • Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: VIb, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на IV#ступени в мажоре; на VII#,  на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI# ступенях в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальные последовательности, включающие   8-10 интервалов.

Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями,  малый минорный и большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений,

Аккорды в ладу. Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорд V ступени с обращениями, септаккорды VII, II ступеней в основном виде; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).                                                       

Интонационные упражнения. Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней:  IIb, IV#, VIb в мажоре;  IIb, IV#,  VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.



  1. Музыкальная грамота (письменно и устно)

Письменное испытание по музыкальной грамоте

       Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:

1.        Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.

2.        Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук "фа" является II ступенью.                                                                                                                                         

3.         От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона.  Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.                                 

Построить квинтсекстаккорд, в котором звук «ля» является примой и обозначить его структуру. Разрешить квинтсекстаккорд малого мажорного в мажоре и миноре. Тональности обозначить буквенно.

Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности.                                          

4. Продолжить и завершить секвенцию.    

5. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал.

Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.

Устное испытание по музыкальной грамоте

       Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

«Кварто-квинтовый круг тональностей»;

«Хроматизм»;

«Альтерация»;

«Энгармонизм звуков и интервалов»;

«Тональности первой степени родства»;

«Лады народной музыки»;

«Музыкальные термины».

       Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

  1. Музыкальная литература

        Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

        Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.

Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.

  Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.

       На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.

Примерный список вопросов:

Биографии:

И.С.Баха

И.Гайдна

В.Моцарта
Л.Бетховена
Ф.Шуберта

Ф.Шопена
М.Глинки
М.Мусоргского

А.Бородина

Н.Римского-Корсакова

П.Чайковского

С.Прокофьева

Д.Шостаковича

Музыкальные произведения

И.Бах:  Прелюдия и фуга c-moll

И.Гайдн:  Симфония № 103

И.Гайдн:  Соната e-moll (или D-dur)

В.Моцарт:  Симфония g-moll

Л.Бетховен:  «Патетическая соната»

Л.Бетховен:  5 симфония

Л.Бетховен:  «Эгмонт»

Ф.Шуберт:  «Неоконченная симфония», 1 часть

Ф.Шопен:  Прелюдии

Ф.Шопен:  Мазурки

М.Глинка:  «Иван Сусанин»

М.Мусоргский:  «Борис Годунов»

А.Бородин:  «Князь Игорь»

П.Чайковский:  «Евгений Онегин»

П.Чайковский:  1 или 4 симфония

Н.Римский-Корсаков:  «Снегурочка»

Н.Римский-Корсаков:  «Шехеразада»

С.Прокофьев:  «Александр Невский»

С.Прокофьев:  7 симфония, 1 часть

Д.Шостакович:  7 симфония, 1 часть

Обязательной частью экзамена является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.

  1. Фортепиано

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного а11еgrо, пьесы.

Примерная программа:

И.С.Бах. Французская сюита до минор (аллеманда, сарабанда, менуэт). И.С.Бах. Трехголосная инвенция (до мажор, ре минор).

К.Черни.  Этюды ор. 299 (№№14,21,29).  Р. Раввина. Этюды ор. 50 (№№5, 22)                        

Й.Гайдн. Сонаты (ми минор, 1часть; до мажор, 1часть; соль мажор,  1часть).   М. Клементи. Соната до минор, 1часть.

Ф. Мендельсон. Песни без слов (соль мажор, ми мажор, ре мажор). Ф.Шопен. Кантабиле. Контрданс.

53.02.05 Сольное и хоровое народное пение

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на  основную профессиональную программу по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение осуществляется на тот или иной вид при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании).

Перечень вступительных испытаний включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области хорового и сольного пения, музыкально-теоретической области.

При приеме на данную специальность колледж проводит следующие вступительные испытания:

  • исполнение вокальной программы;

  • сольфеджио или проверка музыкальных данных.

Примерный уровень требований вступительных испытаний по виду «Сольное народное пение»

  1. Исполнение вокальной программы.

Поступающий должен исполнить две контрастные песни (одна без сопровождения). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки и т. п.).

Примерный список произведений:

Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

Русская народная песня «Я на горку шла»;

Музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е.Птичкина, слова В.Бутенко «Цветы России».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и представить справку.

    2. Сольфеджио

  • Одноголосный музыкальный диктант. В диктанте могут встретиться:

размеры 2/4, 3/4;

натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический виды минора; плавное движение мелодии, а также движение по звукам аккордов и секвенции;

ритмические группы: половинные, четверти, восьмые в различных сочетаниях, пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.

  • Чтение с листа

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№56,63,64,68).

  • Определение на слух интервалов и аккордов  вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые.

Аккорды вне лада: трезвучия мажорные и минорные с обращениями,  малый мажорный септаккорд в основном виде.

  • Интонационные упражнения в ладу:

пение звукорядов натурального мажора, натурального, гармонического и мелодического минора, а также отдельных ступеней в тональностях до 2-х знаков при ключе;

пение интервалов и аккордов на уровне требований, предъявляемых  к слуховому анализу.

Проверка музыкальных данных

  • спеть отдельно взятый на фортепиано звук;

  • определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию;

  • точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;

  • определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;

  • воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода);

и/или

  • интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе;

  • определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);

  • петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» - начальные номера).










У детей должны быть родители!
Designed by Recon R.